Возникновение «растаманов» в СНГ является следствием тех же социальных процессов в постсоветском обществе, которые привели к образованию и других молодёжных субкультур. Ряд из них базируется на идеологических па́рах «музыкальный стиль — тип наркотика» (например, трансеры). Существенная часть этих групп восходит к западной культуре хиппи.
«Растаманов» можно выделить особо в связи с тем, что в нынешнем СНГ наблюдается заметный рост объемов употребления марихуаны (данный вывод можно сделать лишь субъективно, так как сбор статистики по этому вопросу сильно затруднён). Многие из курящих уже не являются «молодёжью» и не причисляют себя к «растаманам», но их идеологически сближает нелегальный статус наркотика, так как они испытывают одинаковые трудности, связанные с его приобретением.
По-видимому, вопросы самоопределения и групповой идентификации употребляющих коноплю бывших советских граждан были решены многими из них исходя лишь из небольшого числа признаков. Известное в СССР понятие «наркоман» не могло быть принято из-за несоответствия стереотипному образу такового в народе: потребителям конопли не близки темы шприцов, СПИДа, ломок и пр. — следовательно, была потребность в самоназвании. Одним из пионеров растаманского движения в России является музыкальная группа «Джа Дивижн», появившаяся в 1989 году. Музыкальный фактор в стране, недавно отгороженной «железный занавесом» от существенной части мировой культуры, играл крайне весомую роль. Поэтому на выбор самоназвания могло повлиять распространение творчества русскоязычных регги-коллективов. В своих песнях лидер «Джа Дивижн» Герберт Моралес однозначно указывает на параллель курения конопли с «растаманами»[1][2]. Решающую же роль, по всей видимости, сыграла фактическая «монополизация» мировыми растафарианцами изображения конопляного листа как бренда.
Общим местом у «русских» и «оригинальных» растаманов также является негативное отношение к т. н. «Вавилону» как прагматической социально-политической системе, основанной на западной материальной культуре. В основном «борьба с Вавилоном» увязывается с отрицанием необходимости проявлять принятую в обществе стандартную социальную активность, в частности, стремиться к материальному обогащению (в ущерб духовному). Обычно декларируется это главным образом концептуально (на словах), т. к. без минимального проявления соответствующей активности в современных условиях почти невозможно существовать.
Сейчас в Москве, Петербурге и других городах существуют достаточно большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия, поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы — по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли (при этом следует отметить, что «чёрное» растафарианство — крайне многообразная культура со множеством разновидностей и некоторые ортодоксальные растаманы негативно относятся к музыке регги из-за её коммерциализованности).